Мастерская живописи и рисунка История искусства

Энергетика
Оборудование атомной станции
Реактор БРЕСТ-2400
Квантовая механика
Спин, момент импульса
Ядерная индустрия
Введение в экологию энергетики
Информатика
Архитектура ПК
Математика
Множества
Линейная и векторная алгебра
Последовательность
Решение задач
Дифференцируемость функций
Исследование функций
Многочлены с комплексными коэффициентами
Определенный интеграл
ТФКП примеры решения задач
Приложения кратных, криволинейных и поверхностных интегралов
Математика примеры решения задач
вычислений интегралов
Физика Электротехника
Примеры решения задач
Линейные электрические цепи
Теоретические основы
электротехники
Графика
Курс лекций Сопротивление материалов
Сопромат расчеты на прочность
Машиностроительное черчение
Инженерная графика
История искусства
Акварель в архитектурном чертеже.
Мастерская живописи и рисунка
Построение архитектурного пространства
История живописи
Компьютерная математика
MATLAB
Основы графической визуализации вычислений
Пользовательский интерфейс
Операторы и функции
Специальные математические функции
Многомерные массивы
Численные методы
Обработка данных
Основы программирования
 

 

Конструктивный рисунок

  • Упражнение на постановку руки Оно служит развитию правильного двигательного навыка и должно выполняться перед каждым занятием по рисунку.
  • Рисунок двух простых предметов "С натуры" - это значит что эти предметы должны реально стоять перед нами
  • Рисунок бутылки и кружки (построение ручки кружки) В основе кружка тоже тело вращения, но ручка делает ее телом двусторонней симметрии
  • Рисунок кофейника и солонки (построение дудочки кофейника) Первый этап построений тот же что и в рисунке кружки: мы строим след плоскости симметрии в усеченном конусе тела кофейника.
  • Рисунок лежащего кофейника Лежащий кофейник строится точно так же как и стоящий, но построения проводятся в произвольном повороте (поворот определяется визированием по направлению с натуры)
  • Рисунок сковороды в сложном повороте Сковорода является в основе усеченным конусом, как и кофейник. Но в усеченном конусе сковороды размер оси вращения так мал, что определить ее направление невозможно
  • Рисунок постановки с утюгом Утюг при самостоятельной работе можно использовать любой, в том числе и электрический - принципы построения остаются теми же.
  • Рисунок натюрморта с шахматной доской (явления наблюдательной перспективы в рисунке натюрморта) В этом задании мы разберем явления наблюдательной перспективы в рисунке натюрморта. В материалах предыдущих занятий явления перспективы сознательно игнорировались, исключая замечание о разном развороте эллипсов вверху и внизу тел вращения
  • Рисунок гипсового орнамента При самостоятельной работе можно использовать любой двусторонне симметричный предмет на плоской прямоугольной базе.
  • Наброски с натуры на линию В постановке должны присутствовать белый и очень темный предметы. В этюде рисунок может быть не очень строгим, его можно сделать кистью жидко разведенной краской нейтрального цвета

Тоновый рисунок

  • Три тоновых эскиза Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих
  • Тоновой рисунок натюрморта в произвольной технике Карандаш лучше использовать с мягким грифелем.
    Сначала выполним линейный рисунок постановки. Линейный рисунок это тот же конструктивный рисунок, но ломаные линии скругляются, все линии построения и невидимые линии стираются, остается только рисунок видимых контуров.
  • Рисунок штрихами, направленными в одну сторону Культура работы штрихом это ряд приемов, позволяющих подать изображение наиболее выгодным образом, сделать его целостным и выразительным. Мы сделаем пока только один маленький шаг в сторону культурного рисунка
  • Рисунок штриховыми полями Лучше всего подойдут гипсовые геометрические фигуры, но можно употребить белую картонную коробку и кулек из белой бумаги.
  • Однотонный рисунок натюрморта Мы не только не будем изображать разницу собственной окраски и градации светотени, но намеренно будем этого избегать. Наша задача - показать форму предметов через направление линий.
  • Длительный тоновой рисунок штрихом простых геометрических тел Геометрические тела обычно используются гипсовые потому что на белом предмете легче разобрать градации светотени. Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной краской.
  • Длительный тоновой рисунок штрихом гипсового орнамента В основном все приемы работы те же что мы использовали в рисунке простых геометрических тел - шара и куба
  • Длительный тоновой рисунок штрихом натюрморта В постановке должны присутствовать белый предмет, очень темный предмет и предмет среднего тона. В этом задании, помимо точного отражения разницы собственной окраски предметов на свету, стоит непростая задача передачи единого пространства теней.
  • Наброски на пятно с натуры кистью тушью Техника выполнения наброска следующая: сначала мы делаем наметки тушью с водой по основным контурам предеметов - получается бледный подмалевок.

Техника рисунка обнаженной фигуры

  • Компоновка Целью задания является ознакомление учащихся с рисунком обнаженной фигуры. Ученики должны практически усвоить способы построения стоящей фигуры, основываясь на знании пластической анатомии
  • Построение Объяснение способов построения стоящей фигуры следует начать с фасового положения фигуры
  • Выявление формы Так как наиболее существенной частью этого задания является изучение принципов построения фигуры, можно не требовать от учащихся разработки мелких деталей формы: суставов пальцев, ушных раковин, носа и тому подобного, тем более что время, отведенное на выполнение всех трех рисунков, очень ограниченно.
  • Постановка и построение обнаженной фигуры сзади Размер и общая масса фигуры сзади были уже намечены при компоновке листа рядом с первым рисунком. Это облегчает работу учащихся, которая ведется в том же порядке, как и при построении фигуры в фас.
  • Построение фигуры сбоку В рисунке фигуры сбоку постановка и построение фигуры производятся по тем же правилам, что и в рисунках фигуры сзади и в фас.

Композиция

  • Основные принципы построения тоновой двухкомпонентной композиции Композиция это искусство составления или, на что явно указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист устанавливается на станке, то есть на мольберте.
  • Выделение комфортной композиции из хаотических пятен Задача заключается в том чтобы на листе с "кляксами" выделить прямоугольными рамками 4-5 комфортных композиций. Разворот рамок произвольный, залезать друг на друга они не должны.
  • Тоновой композиционный анализ черно-белой репродукции Композиционный анализ это приведение сложного изображения к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении.
  • Тоновой композиционный анализ цветной репродукции Ход работы и условия выполнения задания описаны в материале третьего занятия. Единственное отличие заключается в том что для композиционного анализа мы употребляем цветные репродукции. Но мы должны учитывать только светлоту пятен, а цвет - игнорировать.
  • Тройной композиционный анализ цветной репродукции, цветовая композиция, линейная композиция Это значит что с каждой цветной репродукции мы сделаем три композиционных схемы: тоновую, цветовую и линейную.
  • Тоновой композиционный анализ натуры Это значит, что теперь объектом исследования будет не ограниченная плоскость репродукции, а реальный трехмерный натюрморт. Композиционный анализ натуры мало чем отличается от анализа репродукции.
  • Тройной композиционный анализ натуры Первая часть работы - тоновой композиционный анализ натуры. Когда будет готова композиционная схема нашей постановки, нам надо будет выполнить цветовой и линейный композиционный анализ натуры, но в тех рамках, которые были найдены для черно-белой композиции аналогично тому как мы выполняли тройной композиционный анализ репродукции.

Живопись акварелью

  • Четыре цветных эскиза с натуры Бумага для работы акварелью должна быть белой, плотной, хорошего качества. Глянцевая бумага не годится. Чтобы бумага от воды не коробилась, ее проще всего приклеить скотчем к листу стекла по всему периметру.
  • Живопись мазком Мы приступаем непосредственно к технике работы акварелью. Акварель - техника сложная. Наш курс не предполагает освоения этой техники в совершенстве. Мы только познакомимся в первом приближении с особенностями работы акварелью, попробуем почувствовать ее специфику.
  • Живопись заливками Заливкой мы будем называть пятно краски на сухой бумаге произвольной формы и размера, в котором вся работа должна быть сделана до того как это пятно высохнет. Заливка может быть как однородной, так и разнородной по тону и цвету.
  • Живопись по сырому Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки. На листе плотной бумаги 45х60 см выполним два одинаковых рисунка натюрморта. В одной половине выполним гризайль, в другой - полноцветную живопись
  • Комбинированная техника живописи Новым будет то что мы будем накладывать один слой краски на другой. Также возможны исправления на высохших участках живописи - исправляемое место смачивается чистой водой и выбирается насухо отжатой кистью, после чего его можно перекрасить
  • Наброски акварелью с натуры В живописных набросках самой главной задачей является поиск цветовых отношений, наиболее точно передающих характер натуры. Эти отношения надо утрировать, иногда доводя почти до абсурда - это даст ценный опыт живописного анализа.

Перспективы интерьера

  • Рисунок стоящего стула Все задания раздела "перспектива интерьера", кроме последнего, будут выполняться как конструктивный рисунок. В материалах занятия 8 из раздела "конструктивный рисунок" было упомянуто об условностях в построении изображения в перспективе: принято считать что точка зрения одна и что она зафиксирована.
  • Рисунок опрокинутого стула Если все построения в рисунке стоящего стула укладывались в простую схему, то на этот раз эта схема не работает.
  • Угловой интерьер Словом "интерьер" обозначается внутренний вид помещения. В рисунке интерьера мы показываем и пол и потолок помещения.
  • Фронтальный интерьер В рисунке фронтального интерьера луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен.
    Найдите реально в интерьере точку, в которой луч Вашего зрения перпендикулярен плоскости выбранной стены или главную точку. Тогда Ваш рисунок совпадет с тем что Вы видите в натуре.
  • Интерьер в сферической проекции Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. Например, на елочных украшениях в виде шаров
  • Наброски фрагментов интерьера свободной линией Наброски выполняем простым карандашом средней твердости. Суть этого задания в том, чтобы совершенно исключить какие-либо промеры и, разумеется, исправления. Мы просто перечисляем линии конструкции предмета, не заботясь о пропорциях.

Рисунок головы

  • Cхематический рисунок гипсовой маски Хотя мы будем рисовать с натуры, наш рисунок будет лишь отдаленно напоминать конкретную гипсовую маску. Задача состоит в том чтобы попытаться выразить объем, используя лишь три рода плоскостей, перпендикулярных друг другу.
  • Рисунок плоскостями гипсовой головы в двух поворотах Это задание отчасти напоминает предыдущее, но теперь мы пользуемся плоскостями произвольной формы и ориентации. Суть задания заключается в том чтобы выразить конкретную форму через минимальное количество плоскостей но с максимальным сходством.
  • Рисунок плоскостями гипсовой головы в трех-четвертном повороте Задание аналогично второму, но голова находится в сложном ракурсе. При построениях необходимо использовать среднюю линию - иначе возможны серьезные искажения формы.
  • Линейный рисунок черепа с пояснительными указаниями На трех предыдущих занятиях мы разбирали конструктивные особенности построения головы как объемной двусторонне симметричной формы. То есть, мы изучали внешнюю конструкцию. Теперь мы посвятим два занятия изучению анатомической конструкции головы, то есть, внутренней.
  • Линейный рисунок экорше с пояснительными указаниями Экорше это муляж с удаленными кожными покровами.
    Задачей этого занятия будет выполнение линейного рисунка муляжа экорше головы человека и снабжение его пояснительными надписями, которые Вы возьмете из анатомического пособия
  • Зарисовки черепа штриховыми полями Первый метод анализа формы, который мы применили в рисунке головы, был рисунок плоскостями. Это был анализ конструкции формы. Второй метод - анатомический анализ. И теперь третий метод - анализ пластический.
  • Зарисовки штриховыми полями гипсовых масок или голов Обратите внимание, как глазные яблоки вписываются в глазницы, как движение носовой кости продлевается движением носовых хрящей, как губы обтекают по дуге форму зубов. Линия прикрепления уха оказывается продлением края нижней челюсти.
  • Рисунок гипсовой маски или головы эллипсами Это задание, так же как и работа штриховыми полями, является методом пластического анализа формы.
  • Длительный тоновой рисунок гипсовой головы Последовательность построений, как и раньше, от большой формы к малой, от общего к частностям. Обратите внимание на построение глаз. Большая форма глаза образуется сферой глазного яблока, на которую накладывается сферическая поверхность век , имеющая несколько больший диаметр
  • Портретные зарисовки карандашом Зарисовка - это черновая проработка формы с целью выяснения основных конструктивных особенностей и характера.
  • Портретные зарисовки мягким материалом Мягкий материал это уголь, сангина, соус и т. д. Разница заключается в том что мягкий материал требует гораздо большей собранности. Но он обладает и дополнительными выразительными возможностями: где-то можно работать линией, где-то - сразу плоскостью, используя боковую поверхность мелка, а где-то просто размазать тон пальцем.
  • Портретные наброски на линию мягким материалом В отличие от портретных зарисовок мы не ставим задачи выяснения конструктивных особенностей головы а делаем главный упор на выражение характера, то есть, пластику формы плюс эмоциональную окрашенность.

Живопись маслом

  • Гризайль натюрморта В постановке должны присутствовать белый и очень темный предметы. В этюде рисунок может быть не очень строгим, его можно сделать кистью жидко разведенной краской нейтрального цвета
  • Этюд натюрморта тремя красками Эти три краски позволяют значительно приблизиться к полноцветной живописи. Теперь мы можем задавать не только светлоту, но и теплоту цвета.
  • Этюд натюрморта локальными цветами Теперь мы будем употреблять полноцветную палитру, но без черного цвета.
    Лучше пользоваться ограниченным набором красок. Вдоль дальнего края палитры, несколько отступив от него, выложим краски в следующем порядке: кобальт синий, хром-кобальт зелено-голубой (лучше церулеум), изумрудная зеленая, охра светлая, охра красная, умбра натуральная
  • Условная живопись натюрморта чистыми красками Выложим на палитру все краски какие найдутся - чем больше, тем лучше - но без черного цвета и без белил. Пишем предмет той краской, которая ближе всего к его цвету. Свет и тень, разумеется, пишем разным цветом.
  • Полноцветная живопись натюрморта Теперь мы выполним живопись со всем возможным разнообразием цветовых оттенков.
    При этом должны быть выдержаны большие массы локальных цветов, то есть, оттенок цвета не должен вырываться отдельным пятном, ломая форму.
  • Наброски натюрморта на настроение Если в пятом задании задачей была точная передача цвета, то в набросках задачей является передача собственного отношения автора к натуре. Натура - только повод для выражения настроения пишущего.
  • Натюрморт в технике гризайли из предметов простых по форме и различных по тону (светлых и тёмных).
    Акварель. Метод лессировки.
    ЗАДАЧИ:
    - технике гризайли передать с помощью светотени объёмность предметов;
    - тональные отношения;
    - показать предметы в среде;
    - решить композиционные планы;
    - показать практические умения в данной технике;
    ЗАДАНИЕ № 2 (8часа)
    Натюрморт из предметов, сближенных по цвету на светло-сером фоне. Акварель. Постановка: Предметы быта, (вазы, сосуды, фрукты), неяркие по окраске, сближенные по цветовой гамме и простые по форме.
    ЦЕЛЬ: Организовать в натюрморте цветовую гармонию.
    ЗАДАЧИ:
    - определить тональные отношения красочной палитры натюрморта;
    - технические приёмы набора тона ( алла - прима, лессировка);
    - эстетические качества натюрморта;
    - тональная насыщенность и её тёпло-холодная характеристика.
    ЗАДАНИЕ № 3 (8 часов).
    Натюрморт тематический "Театральный" сближенных по цвету, приглушенных по тону на фоне тёмных драпировок.
    Акварель.
    Постановка: Предметы различные по размерам и сложные по форме,
    тёмной тональности. Предметы составляются в различных ракурсах.
    ЦЕЛЬ: Цветовое единство натюрморта. Художественно-творческий анализ учебной постановки.
    ЗАДАЧИ:
    - композиционное решение натюрморта, выбор формата;
    - цветовые и тональные отношения:
    - лепка формы тоном;
    - живописные эффекты ( блик, рефлекс, нюанс);
    Задание № 4 (8 часов)
    Натюрморт декоративный из контрастных по цвету предметов. гуашь.
    Постановка: Колоритные предметы быта и декора яркие по цвету и эффектные по форме, контрастные по тону.
    ЦЕЛЬ: Цветовое единство натюрморта, передать конструкцию и материальнось, стилизация формы предметов;
    ЗАДАЧИ:
    - решать декоративно пластику больших форм;
    - решить роль освещения как гармонизирующего начала;
    - выполнить закономерности: холодный свет - тёплые тени и наоборот:
    - рефлексы и их роль в натюрморте;
    - тональное звучание цветов в системе их отношений;
    - деталь и целостность натюрморта;
    ЗАДАНИЕ № 5 (36 часов)
    Женская (мужская) голова на цветном фоне. Акварель.
    Постановка: Женский или мужской портрет, средних лет, худощавых на цветном фоне.
    ЦЕЛЬ: Найти тон и цвет, научиться писать портрет.
    ЗАДАЧИ:
    - определение характерного в натуре;
    - точно передать сходство изображения с портретируемым;
    - свет и тени в обобщенной прописке:
    - лепка формы тоном;
    - цветовая и светотеневая характеристика портрета;
    Задание № 6. (40часов)
    Голова с плечевым поясом. Гуашь или масло (по выбору).
    Постановка: Загорелое лицо девушки или юноши с обнаженной шеей,
    На глубоком фоне.
    Цель: изображение головы в сложном сочетании с плечевым поясом.
    ЗАДАЧИ:
    - живописное соединение головы с торсом:
    - живописная лепка формы элементов лица (нос, губы, глаза, рот).
    - Цветовая гармония постановки
    - Общее и частное в портретном сходстве;
    Задание № 7 (40часа)
    Полуодетая фигура в ракурсе на нейтральном фоне. Гуашь или масло.
    Постановка: Композиция строится по жанровому принципу. Женская фигура расположена на нейтральном фоне, дополняется тематическим
    натюрмортом. Фигура одета в полупрозрачные ткани.
    ЦЕЛЬ: Передать в учебной постановке жанровый характер композиции.
    ЗАДАЧИ:
    - конструктивное, живописно- пластическое построение модели;
    - передача объёмности и пространственного расположения в композиции;
    - колористическое решение;
    Задание№ 8 (44 часов)
    Этюд обнаженной фигуры мужской ( женской) на нейтральном
    фоне. Акварель.
    Постановка: Обнаженная модель располагается в положении сидя или
    стоя, в три четверти со спины, на фоне серо-голубых драпировок в заданном сюжете.
    ЦЕЛЬ: Промоделировать цветом и тоном объёмную живописно- пластическую характеристику натуры.
    ЗАДАЧИ:
    - композиция постановки;
    - цвето-тоновое решение композоции;
    - сохранение цветовой звучности при сдержанном колорите;
    - совершенствование технических приёмов акварельной живописи;
    Задание №9 (48 часов)
    Итоговая работа. Двухфигурная сюжетная, декоративная композиция. Материал по выбору (масло, темпера, гуашь, акрил).
    Постановка: Фигуры натурщиков расположены в интерьере в соответствии с заданной темой. Одежда атрибуты и часть интерьера постановки должны сгармонированы и естественны, реалистичны по содержанию и стилизованы по форме.
    Цель: Творческое решение постановки.
    Задачи:
    - наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал;
    - показать знание и умение профессионально-технических навыков, полученных за курс обучения в вузе;
    Рекомендуемая литература
    - основная;
    1. Алексеев С.С. О цвете и красках. - М.: Просвещение, 1962
    2. Беда Г.В. Живопись. - М.: Просвещение, 1977
    3. Беда Г..В. Основы изобразительной грамоты.
    4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1965
    5. Ефремов А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве. - М.: Искусство, 1981.
    6. Итен Иоханнесс. Искусство цвета. - М.: Изд. Аронов, 2001.
    7. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.: Искусство, 1968.
    8. Серов Н.В. Античный хроматизм. - С-Пб.: ЛИСС, 1995.
    9. Секачёва А.В. Чуйкина А.М. Пименова Л.Г. Рисунок и живопись
    10. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. - М.: Искусство, 1975.
    11. Щегаль Г.М. Колорит в живописи. - М.: Искусство, 1975.

    - дополнительная :
    1. Леонардо да Винчи Искусство. -М.: АСТ.2000.
    2. Костин В.И. Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. -М.:
    Просвещение.1978.
    3. Юон К.Ф. О живописи. - М., Искусство. 1973.Художественные модели мироздания. - М.: НИИ РАХ, 1997.

Раннехристианское искусство и искусство Средних веков

Венское Бытие (Венский Генезис). Один из наиболее ранних экземпляров первой книги Ветхого Завета По сравнению с живописью и архитектурой скульптура играла в раннехристианском искусстве второстепенную роль. Скульпторов времен раннего христианства не оставляло желание вернуться к классическим образцам. Данное явление характерно для середины IV — начала VI вв.

Византийское искусство Если вначале между раннехристианским и византийским искусством было действительно трудно провести разделяющую их границу, то к началу правлению императора Юстиниана (527—565) положение изменилось Наиболее выдающейся постройкой того времени является церковь Сан-Витале Если отвлечься от мозаик и обратить внимание на внутренние очертания церкви, то мы заметим, что они тоже отличаются какой-то нематериальной, парящей стройностью, благодаря которой фигуры на стенах тоже кажутся нам пребывающими в состоянии немой экзальтации. Входя внутрь храма словно ощущаешь его невесомость; кажется, обладающие массой и жесткостью элементы его конструкции остались где-то снаружи.

«Распятие», XI в. Мозаика. Церковь монастыря в Дафни, Греция Во времена борьбы иконоборцев с иконопочитателями одним из главных аргументов в пользу священных изображений было утверждение, что Иисус Христос сам позволил Св. Луке запечатлеть свой лик и что другие иконы Иисуса Христа и Богородицы по воле Божьей были чудесным образом явлены в разных местах.

Среднии века Когда мы говорим о великих цивилизациях прошлого, то в первую очередь вспоминаем о памятниках, которые зримо воплощают в себе их отличительные черты: о пирамидах Египта, вавилонских башнях, Парфеноне в Афинах, Колизее и храме Св. Софии. Когда папа в 800 г. даровал Карлу Великому императорскую корону, он освятил тем самым новый порядок и отдал папский престол и все западное христианство под защиту королю франков и лангобардов.

Келътско-германский звериный стиль Когда на территорию переживавшей упадок Римской империи пришли с востока германские племена, то вместе с характерными для кочевников предметами быта они принесли очень древнюю и имевшую широкое распространение художественную традицию, известную как «звериный стиль»

Раннесредневекоеое искусство Ирландии и Англии Черты, свойственные языческому германскому искусству и присущей ему разновидности звериного стиля, нашли отражение и в ранних произведениях, связанных с христианством, получивших распространение к северу от Альп

Рукописные книги Чтобы обеспечить развитие христианства, в ирландских монастырях переписывали Библию и другую христианскую литературу в большом количестве экземпляров.

Искусство каролинской империи Созданная Карлом Великим империя просуществовала не долго. Его внуки разделили ее на три части, однако их власть ослабела, и соответственно усилилась власть местной знати План Сен-Галленского монастыря. Столь уникальный документ, каким является сохранившийся в библиотеке Сен-Галленского монастыря в Швейцарии чертеж с его планом , позволяет предположить, какую важную роль играли монастыри, и как тесно они были связаны, императорским двором. Св. Матфей. Миниатюра из Евангелия Карла Великого. Ок. 800-810 гг. 33 х 25,4 см. Художественно-исторический музей, Вена Оклад переплета Евангелия из Линдау. Ок. 870 г. Золото и драгоценные камни. 34,9 х 26,7 см. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк Стиль реймской школы можно почувствовать и в рельефных изображениях на украшенном драгоценными камнями окладе Евангелия из Линдау, принадлежащего к третьей четверти IX в. В оттоновскую империю, а именно в середине X в. до начала XI в. Германия как в политике, так и в сфере искусства стала играть ведущую роль в Европе.

План Гильдесгеймского собора Св. Михаила. Реконструкция Христос омывает ноги апостола Петра. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Ок. 1000 г. 33 х 23,9 см. Государственная библиотека, Мюнхен

Рукописные книги Та же выразительность взгляда и жеста характерна и для оттоновской школы книжной миниатюры, представляющей собой новый, сложившийся на основе каролингских и византийских элементов стиль, отличающийся необыкновенно большими возможностями и художественной силой. Те, кому впервые пришла мысль рассматривать историю искусства как эволюцию стилей, поначалу считали, что высочайшей вершиной всего развития искусства древнего мира являлось греческое искусство периода между правлением Перикла и временем Александра Македонского.

Архитектура Огромное различие между романской архитектурой и архитектурой предыдущих веков заключалось в невероятном росте строительной активности.

Юго-западная Франция Обзор романских церквей — в нем неизбежно будут представлены лишь некоторые из них — начнем с церкви Сен-Сернен в Тулузе, городе на юге Франции. Внешний вид церкви также отличается выразительностью форм и обилием архитектурных деталей

Бургундия и Западная Франция Решение проблемы сводчатого перекрытия главного нефа, найденное строителями церкви Сен- Сернен, было не окончательным, каким бы впечатляющим оно на первый взгляд не казалось.

Нормандия и Англия Чем дальше на север, тем заметнее меняется направление развития архитектуры. Так, почти полностью лишен украшений фасад церкви аббатства Сент-Этьенн в нормандском городе Кан Чтобы зримо представить себе происхождение столь своеобразной системы, попробуем вообразить, будто архитектор сначала задумал перекрыть главный неф бочарным сводом с галереями-хорами над боковыми нефами и без верхнего ряда окон, как в церкви Сен-Сернен. Мы могли бы предположить, что именно в центральной Италии, бывшей некогда сердцем империи древних римлян, станет возможным создать наилучшие образцы романики, поскольку здесь могли служить примером уцелевшие античные постройки. Однако этого не произошло. Баптистерий, собор и кампанила (колокольня) в Пизе (вид с запада). Возрождение в эпоху романики монументальной каменной скульптуры представляется еще более важным, чем архитектурные достижения того времени, поскольку этот жанр не получил развития ни в каролингском, ни в оттоновском искусстве. Обращает на себя внимание большое сходство с архангелом Михаилом на вырезанной из слоновой кости миниатюре Еще одним важным центром, где начала развиваться романская скульптура, являлось аббатство в Муассаке, к северу от Тулузы. Южный портал его церкви обнаруживает такое богатство фантазии резчика, жившего одним поколением позже создателя рельефа с апостолом из церкви Сен- Сернен, которое заставило бы Св. Бернара содрогнуться

Бургундия В романских церквах над перемычкой главного портала обычно размещался тимпан, представлявший собой, как правило, композицию, в центре которой изображался Христос на троне.

Живопись и художественная обработка металлов В отличие от архитектуры и скульптуры, живопись не знала столь революционных перемен, которые сильно отличали бы ее от каролингской или оттоновской.

Район Ла-Манша Романская живопись, так же как архитектура и скульптура, дала Западной Европе большое количество разнообразных региональных стилей, однако ее наивысшие достижения связаны с монастырскими скрипториями Северной Франции, Бельгии и Южной Англии.

Юго-западная Франция Твердая линия контура и сильное чувство стиля характерны также и для настенной живописи романского периода. «Строительство Вавилонской башни» является составной частью производящего сильное впечатление цикла, украсившего своды главного нефа церкви в Сен-Савен-сюр-Гартан.

Атомная промышленость. Лекции по физике, математике, информатике MATLAB пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений